Отклонение в жизни человечества
Из “Книги Единобожия”
шейх Салих Фаузан
Аллах создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему, наделив их тем, что помогает им в этом. Всевышний сказал:
“Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. Я не желаю от них никакого пропитания и не желаю, чтобы они Меня кормили. Ведь Аллах – податель пропитания, обладатель силы и мощный!” (“Рассеивающие”, 56-58).
Душе, по врожденной природе своей, когда она представлена самой себе, свойственно, чтобы она признала божественность Аллаха, возлюбила Его и поклонялась только Ему, не придавая Ему в сотоварищи никого, однако душу развращает и уводит от подобного то, что представляют ей прекрасным шайтаны из числа людей и джиннов, которые внушают друг другу прелестные слащавые речи с целью обмана. Итак, единобожие есть нечто изначально присущее самой природе людей, а многобожие – нечто случайное и чуждое им. Аллах Всевышний сказал:
“Итак, обрати свой лик к религии верным – согласно творению Аллаха, который творил людей так (единобожниками). Нет изменений в творении Аллаха… (то есть не вводите изменений в творение Аллаха, совратив его от присущей ему врожденной природы)” (“Румы”, 30).
Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:
“Каждый младенец рождается с присущим ему врожденным качеством (единобожия), а уже потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника (то есть совращают его с присущего ему врожденного качества единобожия)”. (Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, приводят ал-Бухари и Муслим.)
Таким образом, единобожие является первоосновой каждого человека.
Со времен Адама и в течение долгих веков религией потомков его был Ислам. Аллах Всевышний сказал:
“Люди были одной общиной, затем послал Аллах Пророков вестниками и увещателями…” (“Корова”, 213).
Что же касается многобожия и отклонения от истинного вероучения, то впервые это явление возникло среди народа Нуха, мир ему, который был первым Посланником Бога. Аллах Всевышний сказал:
“Мы ведь дали откровение тебе так же, как Нуху и Пророкам после него…” (“Женщины”, 163).
Ибн Аббас сказал: “Адама от Нуха, мир им обоим, отделяло десять веков, тогда все люди придерживались Ислама”. Ибн ал-Кайим сказал[1]: “Эти слова (т. е. что они придерживались Ислама), безусловно, верны, так как соответствуют версии Убаййи ибн Каъба в чтении предыдущего аята (213) из суры “Корова”. А его версия звучит так:
“Люди были одной общиной, затем разошлись между собой, затем послал Аллах…”
О правильности его версии чтения свидетельствуют и слова Всевышнего, приводимые в суре “Йунус”:
“И были люди только единой общиной, но потом разошлись” (“Йунус”, 19).
Ибн ал-Кайим, да помилует его Аллах, хотел сказать этим, что причиной ниспослания Пророков, мир над ними, стали разногласия, возникшие среди людей, их отход от истинной религии, которой они придерживались прежде. Так же как и они, вслед за ними и арабы придерживались религии Ибрахима, мир над ним, что продолжалось до тех пор, пока не появился ‘Амр ибн Лухайй ал-Хуза’, изменивший религию Ибрахима, мир над ним, и распространивший на землях арабов идолов, что особенно затронуло Хиджаз. И арабы начали поклоняться идолам, перестав поклоняться Аллаху. На этих священных землях и вокруг них распространилось многобожие, просуществовавшее до тех пор, пока Аллах не послал к людям своего Пророка Мухаммада, ставшего последним из Пророков, да благословит его Аллах и приветствует. Он призвал людей к единобожию и следованию религии Ибрахима, отдавая все свои силы борьбе на пути Аллаха до тех пор, пока вероучение единобожия и религия Ибрахима, мир над ним, не вернулись к людям, идолы не были уничтожены и Аллах не завершил для них религию и не сделал совершенной милость Свою по отношению ко всем мирам. После возникновения Уммы она в течение нескольких веков шла тем путем, который он указал ей, но потом снова получило распространение невежество, члены этой Уммы стали последователями чуждых ей идей, перенятых из других религий и многие из них опять превратились в многобожников по вине глашатаев лжи, которые вводили их в заблуждение, по причине того, что люди стали возводить купола и строения на могилах святых и праведников, тем самым возвеличивая их под предлогом своей любви к ним. Дело дошло до того, что над их могилами возводили мавзолеи, которые превратили в идолов, которым стали поклоняться помимо Аллаха и к которым обращались с просьбами о помощи, и которым приносили жертвы и давали обеты. Они назвали этот вид многобожия взятием праведников как посредников и проявлением любви к ним, а поклонением, если верить их утверждениям, подобное не является. Однако они забыли, что то же самое говорили многобожники и прежде:
“Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху ” (“Толпы”, 3).
Но несмотря на многобожие, существовавшее среди людей прежде и существующее теперь, большинство из них верит в единственность Господа как Творца и Создателя и проявляют многобожие в делах поклонения, как сказал об этом Всевышний:
“Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!” (“Йусуф”, 106).
Само существование Господа отрицают лишь немногие люди наподобие фараона, атеистов-материалистов и являющихся нашими современниками коммунистов. Их безбожие и отрицание существования Аллаха исходит от их гордыни, а в глубине души они вынуждены признать существование Его, и признают, как сказал об этом Всевышний:
“И они отрицали их (Знамения Аллах), хотя в душе убеждены они в истинности их по неправедности и высокомерию” (“Муравьи”, 14).
[1] “Помощь опечаленному”, 2/204.