Джахилия, фиск, даляль

        8 июля 2010

«Книга Единобожия»

шейх Фаузан

(скачать)

 


Объяснение истинной сути невежества (джахилийи), беспутства и заблуждения
 

1 – Невежество:

Невежество (“джахилийа”) – это состояние,  в котором пребывали арабы в доисламские времена,  когда они ничего не ведали об Аллахе,  Его Посланниках и религиозных законах и когда они  гордились своим происхождением, превозносились друг перед другом и проявляли  надменность,  высокомерие,  произвол  и  тому  подобное[1]. Это слово образовано от слова «джахл» , которое означает «неведение»,  то есть отсутствие знания или же отказ следовать тому, чего требует знание.

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал:  “Поистине,  тот,  кто не знает истины,  является простым невеждой, если же человек убежден в том,  что истине противоречит,  то мы имеем дело уже со сложным невеждой.  Если человек говорит нечто противоречащее истине, зная, что это является истиной или же не зная об этом, то он также является невеждой. Узнав обо всем этом, нам становится ясно, что до прихода Пророка Мухаммада со своей миссией, да благословит его Аллах и приветствует, люди пребывали в джахилийе, обусловленной неведением,  так как все их слова и дела представляли собой ни  что  иное как слова и дела невежественного человека по данному определению.

То же самое относится к иудейству и христианству, которое противоречит принесенному Посланниками, то есть оно тоже относится к джахилийе. Что вида джахилии,  который существовал до прихода Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то он называется всеобщей (абсолютной) джахилийей,  и такой вид джахилийи, то есть абсолютная джахилийа на земле уже не существует,  так как по словам Пророка,  да благословит его Аллах и  приветствует,  до самого дня воскресения в его Умме всегда будут люди победоносные, идущие по пути истины,  однако будут наблюдаться проявления такой джахилийи в отдельных странах и местах,  как,  например, в стране неверных,  и в отдельных личностях,  как, например, в человеке до принятия им Ислама, ибо такой человек продолжает пребывать в джахилийе даже если он живет в стране Ислама. А такой вид джахилийи, то есть джахилийа, существующая после Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует,  в отдельных странах и местах,  а не  везде  и в отдельных людях, называется ограниченной джахилийей. О существовании ограниченной джахилийи в некоторых местах и в  некоторых людях свидетельствуют слова Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует:

“Четыре вещи в Умме моей сохранились от джахилийи” (Этот хадис приводит Муслим).

Кроме того, однажды он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Зарру:

“Поистине,  ты  –  человек,  в котором сохранились остатки джахилийи!”(Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим),

и  можно  привести  на этот   счет   и   другие  примеры”[2].

Если изложить  все вышеупомянутое кратко,  то можно сказать, что «джахилийа» – слово производное от слова «джахл»,  которое означает неведение, то есть отсутствие знания, и делится на два вида:

1 –  Всеобщая, абсолютная джахилийа,  существовавшая до начала миссии Мухаммада,  да благословит его Аллах и приветствует,  и закончившаяся после нее.

2 – Ограниченная джахилийа,  наблюдаемая и по сей день в некоторых странах или в  некоторых людях, Вследствие этого, становится ясной ошибочность суждений тех, кто говорит о существовании абсолютной джахилийи в наше время, применяя такие фразы, как «джахилийа этого века» и тому подобные, правильнее было бы говорить: «джахилийа некоторой части людей нынешнего века», или же «джахилийа большинства из них». Делать же подобные обобщения неправильно и недопустимо, так  как  миссия Пророка,  да благословит его Аллах и да приветствует, положила конец эпохе абсолютной джахилийи.

2 – Беспутство:

Арабское слово «фиск» (беспутство;  порочный поступок) означает “выход”.  С точки же зрения Шариата в это слово вкладывается значение выхода из повиновения Аллаху.  Это понятие может охватывать собой как полный выход из повиновения,  в связи с чем неверного называют “фасик”,  так и частичный выход из повиновения Ему, поэтому верующего,  совершившего один из тяжких грехов, также называют “фасик”.

Есть два  вида беспутства:  первый ставит человека вне религии, поэтому и неверного называют “фасик”,  а Аллах  причислил  к таковым Иблиса,  сказав:

“…и  совратился с пути Господа своего (то есть вышел из повиновения Его приказу)” (“Пещера”,  50).

Подобное отклонение с его стороны было неверием,  а Аллах Всевышний сказал:

“А те, которые распутствовали (то есть вышли из повиновения), их пристанище – огонь” (“Поклон”,  20).

Под распутствующими Он подразумевает неверных, на что указывают следующие за предыдущим аятом слова Всевышнего:

“Каждый раз,  как они пожелают выйти оттуда, их туда возвращают и говорят им:  “Вкусите наказания  огнем, который вы считали ложью!” (“Поклон”, 20).

Аллах называет словом “фасик” и согрешившего из числа мусульман, и в этом случае его беспутство не ставит его вне религии Ислама. О подобных Аллах Всевышний сказал:

“А те, которые обвиняют целомудренных,  а потом не приводят четырех свидетелей,  –  секите их восемьюдесятью ударами плети и не принимайте от них свидетельства никогда; это – распутники” (“Свет”, 4).

Всевышний еще сказал:

“…и кто возложил на себя хадж в  месяцы хаджа, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджжа…” (“Корова”, 197).

Толкуя слово “распутство” («фусук»), употребленное в этом аяте, авторитеты Ислама указывали, что имеется в виду совершение прегрешений (а не выход из  Ислама)[3].

3 – Заблуждение:

Заблуждение (“даляль”) есть отклонение от правильного  пути, что  противоречит следованию правильному пути, и о чем  сказал Всевышний:

“Кто идет прямым путем, тот идет для самого себя, а кто заблуждается, то заблуждается во вред самому себе” (“Ночное путешествие”, 15).

Под “заблуждением”  может подразумеваться несколько смыслов:

1 – Иногда под ним подразумевается неверие, ибо Всевышний сказал:

“Кто  не верит в Аллаха и Его ангелов,  и Его писания,  и Его Посланников,  и в последний день, тот впал в глубокое заблуждение” (“Женщины”, 136).

2 – Иногда под  ним  подразумевается  многобожие, так как  Всевышний сказал:

“А кто придает Аллаху сотоварищей, тот тот впал в глубокое заблуждение ” (Женщины”, 116).

3 –  Иногда  под  ним подразумевается противоречие,  которое меньше неверия. Например, когда говорят “заблудшие группы”, имеются в виду противоречащие друг другу группы людей.

4 – Иногда под ним подразумевается  ошибка,  и  здесь  можно привести в  пример  слова Мусы,  мир ему:

“Я совершил его (грех, убиение человека) тогда, когда я был в числе заблудших” (“Поэты”, 20).

5 – Иногда под ним подразумевается забвение, например, в таких словах Всевышнего:

“…Чтобы если заблуждается одна, то напомнила бы ей другая…” (“Корова”, 282).


[1] Ибн ал-Асир, “Предел”, 1/323.

[2]“Требование прямого пути”, 1/225-227.

[3]“Книга веры” шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, стр. 278.


Об авторе
Солиха Умм Муса, русская мусульманка, мама 5 детей, жила и училась 7 лет в Египте. С 2009 года пишет об Исламе для сестер, вдохновляя их трудиться и меняться к лучшему, чтобы изменить эту умму.

Оставить свой комментарий

2010 © Сестрам · Войти · Работает на WordPress

Goodwin